Поведение потребителей: дистанционный курс по социологии
Содержание курса лекций.>Семья и потребление.

Семья и потребление.

Ключевые понятия

Семья. Домохозяйство. Нуклеарная семья. Расширенная семья. Распределение ролей в семье. Власть. Стратегия воздействия на принятие решений в семье. Потребительская социализация. Семейное разделение труда. Животные в семье.

Семья и домохозяйство.

Домохозяйство. Американское бюро переписей определяет единицу жилья как жилье, имеющее отдельный внешний или внутренний вход и элементарные удобства. Если в этой единице жилья проживают люди, то они называются домохозяйством. Каждое домохозяйство имеет держателя жилья (у нас - ответственного квартиросъемщика), под которым подразумевается человек, который владеет этим жильем или арендует его.

Домохозяйства делятся на два типа:

Семья выступает в двух ипостасях. С одной стороны, это социальный институт, т.е. совокупность норм, ценностей, ожиданий относительно того, как люди, создавшие семью должны жить, относиться друг к другу. Это нормативный механизм, регулирующий поведение людей, назвавшихся семьей. Роль этого механизма зависит от идентичности людей. Если пара живет совместно, но не определяет себя как семью, то она может игнорировать требования, включаемые в семью как социальный институт (“Я не муж (не жена), поэтому не обязан(а) это делать”).

С другой стороны, это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными узами. В основе семьи, как правило, лежит домохозяйство. Оно выполняет целый ряд функций хозяйственной единицы:

Семья – это не просто совокупность нескольких людей. Каждая семья – это особое социокультурное поле, имеющее силовой характер по отношению к находящимся в нем людям. Их взаимодействие, регулируемое законом, моралью, обычаями порождает особую атмосферу, реальность, которая, с одной стороны, проявляется лишь в деятельности членов семьи, а с другой – имеет по отношению к ним силовой характер. Он проявляется по нескольким направлениям:

Метафора поля вносит существенные коррективы в модель потребительского поведения членов семьи. В этом поле нет субъекта и внешней среды. Каждый член семьи, с одной стороны, преследуя свои осознанные интересы, формирует силовое поле, оказывающее воздействие на всех людей, находящихся в нем, участвует в его поддержании, а с другой стороны, он является объектом его воздействия. Следовательно, ключ к пониманию потребительского поведения индивида чаще всего лежит не в анализе процессов, протекающих в его голове, а в понимании процессов, происходящих в его семье. Здесь лежат ответы на вопросы относительно его платежеспособности, характера и происхождения его вкусов, пристрастий и антипатий. Более или менее серьезные покупательские, потребительские решения в семье принимаются под более или менее сильным давлением семейного поля. Поэтому центром принятия таких решений выступает, как правило, не отдельный индивид, а семья.

Домашние животные в семье.

собака друг человека

В традиционном обществе домашние животные – это говорящие орудия труда. Они выполняют сугубо служебные функции: на лошади пашут, перевозят грузы, свиней держат, чтобы зарезать к празднику, собака охраняет, кошка ловит мышей и т.д.

С переездом значительной части населения в многоэтажные дома радикально меняется тип отношений людей к домашним животным. Остаются лишь те животные, которых можно держать в квартире, часто в условиях дефицита жилой площади. В тесной квартире от животных, как правило, уже не требуют быть полезными. Животные (исключая сторожевых собак) становятся бесполезными, если мерить традиционными мерками.

кот друг человекаКошки и собаки превращаются в своего рода членов семьи (и очень многие их так и определяют). Часто к ним относятся полушутливо как к маленьким людям (“Бобик! Будь человеком!”) Их ценность состоит в том, что они принадлежат к семье. Во многих семьях к ним относятся как к любимым детям. Животные требуют ухода и дополнительных расходов. Часто сам уход за животными выступает как потребление: выгул собак рассматривается как дисциплинирующий фактор собственного здорового образа жизни (хозяин и собака выгуливают друг друга), ласки воспринимаются как способ снять нервное напряжение.

В конце 1990-х гг. производство кормов для самых распространенных городских домашних животных стало развиваться и в России.

См. по этой теме также в "Хрестоматии":

Следующая лекция: Гендерные модели потребления.
Контактная информация:
ivi-2002@yandex.ru
Rambler's Top100
Hosted by uCoz