Поведение потребителей: дистанционный курс по социологии
Содержание курса лекций.>Товар как социальный конструкт.

Товар как социальный конструкт.

Ключевые слова.

Продукт и товар. Утилитарная, рыночная, символическая, социальная стоимость (ценность) товара. Товар как источник риска. Потребительское различение и предпочтение. Потребительский стандарт. Товар в туризме.

Продукт имеет противоречивую сущность. С одной стороны, это физический объект. В этом качестве он удовлетворяет природные потребности людей в пище, жидкости, одежде, крыше над головой, в экономии сил при передвижении и т.д. и т.д. С другой стороны, он входит в социокультурную жизнь людей. Здесь продукт приобретает социальную оболочку, новое качество, которое можно определить как социальный конструкт. И эта социальная оболочка является связующим звеном между физическим объектом и общественными процессами.

Социальное конструирование – это процесс превращения представления – в образной или словесной форме – сначала в разовое, а затем и устойчивое поведение. Социальное конструирование товара – это процесс превращения представлений людей о нем в относительно устойчивые формы поведения, связанные с ним.

Товар в туризме.

Туристический бизнес организуется вокруг производства туристического товара. Что выступает в таком качестве? То, что способно удовлетворить осознанные туристом потребности и интересы. Категория туризма определяется по-разному. В России говорят о “шоп-туризме”, “деловом” и “научном” туризме, называют туристами тех, кто выезжает из своего города полежать на берегу моря. Расширение понимания туризма не является сугубо слвесной операцией. Слова имеют тенденцию при определенных обстоятельствах быть лишь исходной точкой процесса социального конструирования тех или иных социальных явлений. Разные определения порождают разные феномены. Если туризмом называть любой выезд за пределы своего города, тогда туристическими оказываются фирмы продающие авиационные или железнодорожные билеты (функция обычной кассы) и помогающие в оформлении виз, резервировании мест в отелях. Именно это и произошло в первое десятилетие в России. Но это не туристическая, а транспортная деятельность, задача которой помощь людям куда-то съездить (к родственникам, полечиться, закупить товары, провести переговоры или поучаствовать в научной конференции). Таким образом, расширительное определение категории ведет к исчезновению туризма как специфической формы организации досуга

Туризм в узком смысле слова – это досуговая деятельность, целью которой является получение удовольствия от познания в процессе поездки. Любой туризм – это досуг, но не любой досуг – это туризм. Главное содержание последнего сводится к отдыху посредством погони за впечатлениями в процессе имитации путешествий.

Туризм в узком смысле слова – это досуговая деятельность, целью которой является получение удовольствия от познания в процессе поездки. Любой туризм – это досуг, но не любой досуг – это туризм. Главное содержание последнего сводится к отдыху посредством погони за впечатлениями в процессе имитации путешествий. Турист – это не путешественник, он имитирует его. Последний ищет открытий, он изучает регион, страну, бежит от своих и чужих стереотипов. Его не интересуют достопримечательности, поэтому он вполне может прожить некоторое время в Москве, не посетив ни Кремль, ни мавзолей и ни ресторан с русской пищей, ни магазины сувениров. Он понимает, что к русской жизни это не имеет почти никакого отношения. Турист же стремится посетить именно достопримечательности, которые выступают для него символами страны или региона. Путешествуя, он стремится к подтверждению своих представлений, стереотипов, сложившихся еще до отъезда. Турист конструирует свою идентичность, гонясь за новыми впечатлениями (но не знаниями!).

Логика этого процесса такова: «Я – Х, потому, что я был в У (видел, испытал, попробовал Н)». Идентичность в ее реальном выражении – это пережитое, это пройденная биография. Все прочие определения, не связанные с биографией – лишь заявки. С точки зрения туриста, личность – это, прежде всего, совокупность географических впечатлений и опыта путешествий. Турист конструирует и совершенно иную идентичность: важного человека. Уставший от повседневности, переполненной обязательствами и контролем со стороны начальства, он попадает в условия, где весь персонал играет из него VIP. Чем выше звездочек у отеля, чем дороже тур, тем более важная персона играется. В результате человек совершает путешествие не только в географическом, но и социальном пространстве. Если он дома был никем, то здесь стал всем. Если же поездка совершается в экзотические, но бедные страны, то и на улице он чувствует себя важным и богатым человеком. Его заманивают в магазины, у него просят деньги, он видит массу людей, которые живут гораздо хуже, чем он в России. И собственная жизнь кажется уже не столь плохой.

Есть перечень широко известных достопримечательностей. Турист конструирует свою идентичность в процессе специфического освоения мира: он «отмечается» у материальных оснований своих стереотипов. Египет? Где здесь пирамиды? Париж? Где Эйфелева башня и Лувр? Поэтому туристический бизнес уделяет огромное внимание продаже материализованных стереотипов. Для этого реконструируются национальные костюмы и танцы, формы традиционного быта. Туристам предлагаются спектакли из жизни, которой никогда не жили не только они, но и сами исполнители. В результате все участники спектакля довольны: одни купили туристические иллюзии («Я там был, я видел»), другие – получили деньги от продажи шоу. Турист часто ищет необычного. Если ,уехав за тысячи километров и за сотни долларов, он видит то же самое, что и дома, наступает разочарование. Поэтому туристические фирмы конструируют экзотику, т.е. пытаются позиционировать город или курорт как нечто особенное или даже уникальное. Нередко туристическая программа настолько нагружена посещением такого рода спектаклей, разворачивающихся на фоне достопримечательностей, что информация о реальной жизни страны никоим образом не доходит до туристов, живущих за частоколом как физических (заборы), так и социальных (охрана) и культурных барьеров (незнание местного языка и отсутствие предварительных знани

Содержание туризма – поиск новых впечатлений. Успех туристического бизнеса зависит от его способности сконструировать такие впечатления. Это достигается как отбором посещаемых объектов, так и их искусственным созданием. В зависимости от искомых впечатлений выбирается и соответствующий тип туризма. Можно выделить основные его варианты по простейшему критерию - растоянию.
1) Дальний туризм. Люди едут в отдаленные страны, о которых, как правило, у них уже есть какие-то впечатления из школьной программы, телефильмов, журналов. Чем дальше, тем выше статус. Там им предлагается потребление уже существующих иллюзий и стереотипов. С точки зрения маркетинга, попытки ломать их опасны: потребитель съездил и не увидел известных ему символов. Кто поверит, что он там был? «Был в Америке, - скажут ему, - и не видел небоскребов Нью-Йорка или особняков Санта-Барбары? Что же ты там смотрел?» В силу этого туризм редко привлекает путешественников, которым нужны открытия страны, а не подтверждение уже имевшихся иллюзий.
2) Местный туризм. Он получает все большее распространение и занимает все более заметное место в экономике многих стран. В его основе достопримечательности, конструируемые для местных жителей. Они путешествуют, не выходя из своего города или его пригородов.

Одним из распространенных предметов потребления в местном туризме являются имитации чужих культур. Этнические рестораны и кафе – это искусственно сконструированные макеты уголков тех или иных стран. Потребитель заходит в дверь и оказывается в экзотической части земного шара. Здесь его встречает соответствующий интерьер. Как правило, он соответствует не столько реалиям культуры соответствующей страны, сколько стереотипам о ней, разделяемым местным населением. Потребитель пойдя в китайский ресторан, хочет найти там подтверждение своих представлений о Китае. В противном случае он скажет: «Ну, какой же это китайский ресторан?» В самом Китае он будет готов принять отступления от стереотипа и скорректировать свои представления, но не в своем городе. Поэтому успех этнического бизнеса часто зависит от способности уловить господствующие стереотипы и подтвердить их в своем заведении. Маркетинг стремится не просветить потребителя, а добиться продажи ему товара, угодив его желаниям и оправдав ожидания.

Музеи также играют важную роль в местном туризме. Они позволяю, не выезжая из города, окунуться в символы чужой культуры и «как будто» совершить дальнее путешествие. Туризм организуется вокруг достопримечательности. Она является атрибутом туристического бизнеса и туристических устремлений. Если ее нет, то нет и причин ехать в данный город или страну.

Достопримечательность, с точки зрения здравого смысла, - объективная реальность. Она очевидна и несомненна. Это гора, огромная башня, древний монумент и т.д. Однако с точки зрения деятельностно-конструктивисткой методологии это совсем не так. Туристическая достопримечательность – это социальный конструкт. Он появляется в результате соответствующих действий людей, фирм, учреждений культуры и образования, рекламы и т.д. Материальной формой существования достопримечательности являются представления людей о том, чем отличается данное место от иных, и соответствующие формы поведения (стремление увидеть, покупка тура, поездка, фиксация увиденного, рассказ о нем и т.д.) Процесс социального конструирования достопримечательности включает в себя многообразные действия заинтересованных и незаинтересованных агентов.

См. по этой теме также в "Хрестоматии":

Следующая лекция: Брендинг: от торговой марки к феномену массового сознания.
Контактная информация:
ivi-2002@yandex.ru
Rambler's Top100
Hosted by uCoz