Поведение потребителей: дистанционный курс по социологии
Публикации студентов>"Провинциальные студенты как потребители". Мода на одежду.

"Провинциальные студенты как потребители". Мода на одежду.

Масштабы влияния моды.

Мода – один из важнейших регуляторов потребления одежды. Особенно сильно ее влияние в студенческой среде. Можно признавать или не признавать моду, восторгаться или возмущаться ею, быть ее творцом или рабом – но для большинства студентов нельзя быть вне моды.

Табл.: Важность моды и пол

(N = 379 чел.; 2000 г.)

Насколько для Вас важно следовать моде?Жен. пол (в %)Муж. пол (в %)Всего
Очень важно9,93,97,9
Пожалуй, важно51,238,647,0
Трудно сказать17,928,321,4
Пожалуй, нет15,921,317,7
Совершенно нет5,27,96,1
Итого100,0100,0100,0

Отношение к моде как к ценности («Насколько важно для Вас следовать моде?») существенно коррелируется с полом: коэффициент Пирсона – 0,160, но очень слабо – с возрастом (0,04). Реальное следование моде зависит от двух основных факторов. Во-первых, от желания быть модными (как видно из предыдущей таблицы, оно есть у большинства). Имеется высокий уровень корреляции между оценкой важности моды и самооценкой модности своей одежды (коэффициент Пирсона – 0,320).

Во-вторых, успех следования моде зависит от наличных материальных ресурсов: коэффициент корреляции Пирсона между самооценкой модности своей одежды и уровня жизни своей семьи весьма высок (0,276). Следующих моде заметно меньше, чем тех, кто признает ее важность. Далеко не всем желающим удается быть модными, несмотря на желание, из-за ограниченности материальных ресурсов.

Табл.: Следование студентов моде

(1999 г.; N = 318 чел.).
(Ответы на вопрос «Стараетесь ли Вы следовать моде?»)

Следуют моде(в %)
Да44,3
Нет10,8
Трудно сказать44,9
Итого100,0

Табл.: Пол и успех в следовании моде

(N = 380 чел.; 2000 г.)

Удается ли Вам одеваться модно?Жен. пол (в %)Муж. пол (в %)Всего
Да9,96,38,7
Скорее да, чем нет45,235,942,1
Трудно сказать26,642,231,8
Скорее нет, чем да15,110,913,7
Нет3,24,73,7
Итого100,0100,0100,0

Девушки более успешны в следовании модным стандартам одежды, чем представители мужского пола (коэффициент корреляции Пирсона – 0,077).

Источники модного влияния.

Модные образцы проникают в головы людей из атмосферы окружающего их социокультурного поля. В ходе опроса (2000 г.) студентам был задан вопрос: «Читаете ли Вы статьи о моде, смотрите ли рекламу модной одежды в прессе, по телевидению?» Более 72 % ответили, что регулярно или время от времени потребляют такую информацию.

Потребление информации сильно коррелируется с признанием важности моды (коэффициент Пирсона 0,418) и в меньшей, хотя и весьма существенной мере – с реальным следованием ей (0,276). Особенно сильна корреляция потребления информации о моде и пола: коэффициент Пирсона 0,543. Если среди девушек только 9,5 % не интересуются информацией о моде, то среди представителей мужского пола – 64,1 %

Табл.: Пол и потребление информации о моде из разных источников

(N = 380 чел.; 2000 г.)

Читаете ли Вы статьи о моде, смотрите ли рекламу модной одежды в прессе, по телевидению?»Жен. пол (в %)Муж. пол (в %)Всего
Да, регулярно28,63,920,3
Да, время от времени61,932,051,8
Нет9,564,127,9
Итого100,0100,0100,0

"Откуда ты узнаешь о моде?"

"Откуда? Смотрю женские журналы, наблюдаю, что носят люди, когда смотрю телевизор, тоже для себя что-то черпаю. Потом я все это перевариваю и делаю для себя какие-то выводы. В основном, конечно, ориентируюсь на людей, так как не все то, что я вижу в журналах модно конкретно в нашем городе. Все приходит с опозданием" (девушка, 20 лет).

"Смотрю, что носят люди – это в первую очередь. А потом моя подружка читает женские журналы, и я их просматриваю. Знаешь, в женских журналах очень много мужчин. К тому же мне сама подружка иногда подкидывает идеи. Например, идем мы по улице, и вдруг она мне говорит: «Смотри, как здорово парень одет!». Сам бы я никогда в жизни на это внимание не обратил, а тут глядишь, и призадумаюсь" (студент, 22 года).

В качестве референтных групп, с которыми сверяется собственное соответствие модным стандартам, выступают не только и не столько модельеры, демонстрирующие с помощью фотомоделей и манекенщиц свои работы на подиуме и на страницах журналов, но и непосредственное окружение, пионеры местной моды.

"Есть ли среди твоих знакомых студентов модные люди? Расскажи о них".

"Есть, конечно, но их единицы. В основном студенты одеваются в то, что у них есть и что удобно, особенно на учебу. Хотя они и интересуются модой и стараются по мере возможностей быть модными. Одна из моих самых близких подруг, я думаю, что модная. Во многом, при покупке одежды я ориентируюсь на нее. У нее может быть всего одна или две вещи, но ультрамодные. При этом у нее достаточно ограниченные финансовые возможности. Но она умеет разумно тратить деньги. Вообще-то, сейчас у нее в семье достаток. У нее очень хороший вкус и чутье на все модное. Она интересуется модой и разбирается в ней. В отличии от меня она покупает те вещи, которые только появились в журналах и их у нас еще никто не носит" (девушка, 20 лет)

Следующая глава:Брюки или юбка?
Контактная информация:
ivi-2002@yandex.ru
Rambler's Top100
Hosted by uCoz