Поведение потребителей: дистанционный курс по социологии
Публикации студентов>"Провинциальные студенты как потребители". Потребление алкогольных напитков.

"Провинциальные студенты как потребители". Потребление алкогольных напитков.

Любите ли Вы пиво?

Пиво любит абсолютное большинство представителей обоих полов. Правда, среди мужчин эта любовь немного сильнее (любителей на 10 процентных пунктов больше). Примерно треть к нему равнодушна.

Табл.: Пол и любовь к пиву

(N = 368 чел., 2000 г.)

ОценкаЖен. полМуж. полВсего
Любят59,3%68,8%62,5%
Не любят25,9%16,0%22,6%
Затруднились ответить14,8%15,2%14,9%
 100,0%100,0%100,0%

Более половины опрошенных пьют пиво довольно регулярно: от нескольких раз в месяц до нескольких раз в неделю. Его потребление превратилось в характерный элемент студенческого стиля жизни. Разумеется, студенты и в прежние времена пили пиво, но сейчас этот напиток превращается в своего рода символ студенческого статуса.

частота потребления пива

Пиво – это не просто напиток, а элемент ритуала общения. Неудивительно, что при проведении ассоциативного теста (вопрос «Какие слова Вам приходят на ум при слове «пиво»?»), на первых местах оказались «веселье», «вечеринка», «компания». Студенты, покупая пиво и алкоголь, потребляют одновременно и напиток, и общение. Именно в этом состоит ключ к парадоксу: масса людей идет в кафе и рестораны пить по гораздо более дорогой цене то, что можно купить существенно дешевле в магазине. Соответственно и при выборе идет колебание между качеством напитка и качеством места общения. Поэтому нередко предпочтение может отдаваться фирменным кафе с напитками не самого лучшего качества (местное пиво) только потому, что главный предмет потребления здесь не пиво, а общение. Лишь 27 % опрошенных иногда пьют пиво без компании.

Участвовали ли Вы в вечеринках без пива и алкоголя?

Возможна ли вечеринка без пива и алкоголя?

Табл.: Ассоциативный тест «Пиво»

(N = 160 чел.)

АссоциацииКол-во упоминаний
веселье47
пена24
вечеринка21
компания20
рыба20
Балтика17
отдых14

Пьете ли Вы пиво без компании?

Табл.: Любимые марки пива в % к числу выбравших категорию

(N = 243 чел., 2000 г.)

Марка пиваКол-во упоминаний
«Балтика», «Медовое»40,7
«Ярпиво»11,5
Сыктывкарское9,9
«Бочкарев»4,1
«Бавария»2,1
«Holsten»2,1
«Старый мельник»1,2
«Очаковское»1,6
Любое светлое7,4
Любое вкусное2,5
Разливное2,5
Разное2,5
Темное1,2
Остальные категории, набравшие менее 1 % каждая11,6
Итого100,0

Потребляете ли спиртные напитки?

Частота потребления алкоголя, не считая пива

Потребление алкогольных напитков (не считая пива) не зависит от пола, курса, возраста опрошенных.

Табл.: Место потребления спиртных напитков

Где чаще всего потребляете спиртные напитки%
Дома17,0
В барах, кафе, ресторанах11,0
В гостях, на вечеринках70,0
В других местах4,0

Абсолютное большинство студентов предпочитают пить спиртные напитки в компаниях, которые чаще всего собираются на дому, в общежитии. Причина такого выбора не во вкусах, а в крайне неразвитой сети доступных баров и кафе. Фактически эта рыночная ниша, характеризующаяся высоким спросом, не занята.

Потребление алкоголя – это текст, удовлетворяющий и статусные потребности. Нередко это символ взрослости, независимости, то есть качеств, особенно ценимых вчерашними школьниками, зависимыми от своих родителей.

Традиционно в нашей стране умение много пить, оставаясь на ногах, многими ценилось как важное качество, как символ настоящего мужчины. Здесь можно вспомнить классический рассказ М.Шолохова «Судьба человека» и популярный фильм, поставленный по этому сюжету: там русский пленный демонстрирует силу своего духа перед фашистами выпивая несколько стаканов водки и отказываясь от закуски («После первой не закусываю»). Однако в кругах образованной молодежи притягательность этой способности существенно поблекла. Умение пить, не пьянея, - достоинство, вызывающее уважение у незначительной части опрошенных студентов (11,2 %). При этом значимых различий в этом вопросе между представителями разных полов нет.

Вызывает ли уважение непьющий?

вызывает ли уважение умеющий пить, не пьянея?

В то же время у студентов проявляется позитивное отношение к такому подозрительному для традиционной русской культуры свойству как воздержание от потребления спиртных напитков. Более половины опрошенных (55,7 %) испытывают к таким людям уважение и лишь 12,5 % - сказали категорическое «Нет». По этому вопросы представители обоих полов в целом едины.

Молодое образованное поколение отклоняется в сторону от традиций, отдавая предпочтение вину и пиву (75,1 % опрошенных), в то время как национальному символу – водке – отдали предпочтение лишь 9,4 %. При этом значимой корреляции между полом и выбором спиртных напитков не наблюдается: свидетельство того, что спиртные напитки как маркеры культурной границы между полами теряют свою былую роль.

Табл.: Предпочитаемые алкогольные напитки

Алкогольный напитокПроцент
Вино40,6
Пиво34,5
Водка9,4
Пиво с водкой3,9
Коньяк1,9
Мартини1,9
Шампанское1,6
Джин-тоник1,6
Другое (менее 1 % на категорию)4,6
Всего100,0

С появлением широкого ассортимента спиртных напитков, существенно варьирующихся по своей цене, они начали выполнять функцию маркера социального положения: «Покажи мне, что ты пьешь, и я скажу, кто ты». Почти половина опрошенных в той или иной степени признает эту роль спиртного.

Может ли какой-то алкогольный напиток быть символом престижа?

Следующая глава:Студенческие компьютерные субкультуры
Контактная информация:
ivi-2002@yandex.ru
Rambler's Top100
Hosted by uCoz