"Провинциальные студенты как потребители". Потребление алкогольных напитков.
Пиво любит абсолютное большинство представителей обоих полов. Правда, среди мужчин эта любовь немного сильнее (любителей на 10 процентных пунктов больше). Примерно треть к нему равнодушна.
Табл.: Пол и любовь к пиву
(N = 368 чел., 2000 г.)
Оценка | Жен. пол | Муж. пол | Всего |
Любят | 59,3% | 68,8% | 62,5% |
Не любят | 25,9% | 16,0% | 22,6% |
Затруднились ответить | 14,8% | 15,2% | 14,9% |
  | 100,0% | 100,0% | 100,0% |
Более половины опрошенных пьют пиво довольно регулярно: от нескольких раз в месяц до нескольких раз в неделю. Его потребление превратилось в характерный элемент студенческого стиля жизни. Разумеется, студенты и в прежние времена пили пиво, но сейчас этот напиток превращается в своего рода символ студенческого статуса.
Пиво – это не просто напиток, а элемент ритуала общения. Неудивительно, что при проведении ассоциативного теста (вопрос «Какие слова Вам приходят на ум при слове «пиво»?»), на первых местах оказались «веселье», «вечеринка», «компания». Студенты, покупая пиво и алкоголь, потребляют одновременно и напиток, и общение. Именно в этом состоит ключ к парадоксу: масса людей идет в кафе и рестораны пить по гораздо более дорогой цене то, что можно купить существенно дешевле в магазине. Соответственно и при выборе идет колебание между качеством напитка и качеством места общения. Поэтому нередко предпочтение может отдаваться фирменным кафе с напитками не самого лучшего качества (местное пиво) только потому, что главный предмет потребления здесь не пиво, а общение. Лишь 27 % опрошенных иногда пьют пиво без компании.
Табл.: Ассоциативный тест «Пиво»
(N = 160 чел.)
Ассоциации | Кол-во упоминаний |
веселье | 47 |
пена | 24 |
вечеринка | 21 |
компания | 20 |
рыба | 20 |
Балтика | 17 |
отдых | 14 |
Табл.: Любимые марки пива в % к числу выбравших категорию
(N = 243 чел., 2000 г.)
Марка пива | Кол-во упоминаний |
«Балтика», «Медовое» | 40,7 |
«Ярпиво» | 11,5 |
Сыктывкарское | 9,9 |
«Бочкарев» | 4,1 |
«Бавария» | 2,1 |
«Holsten» | 2,1 |
«Старый мельник» | 1,2 |
«Очаковское» | 1,6 |
Любое светлое | 7,4 |
Любое вкусное | 2,5 |
Разливное | 2,5 |
Разное | 2,5 |
Темное | 1,2 |
Остальные категории, набравшие менее 1 % каждая | 11,6 |
Итого | 100,0 |
Потребление алкогольных напитков (не считая пива) не зависит от пола, курса, возраста опрошенных.
Табл.: Место потребления спиртных напитков
Где чаще всего потребляете спиртные напитки | % |
Дома | 17,0 |
В барах, кафе, ресторанах | 11,0 |
В гостях, на вечеринках | 70,0 |
В других местах | 4,0 |
Абсолютное большинство студентов предпочитают пить спиртные напитки в компаниях, которые чаще всего собираются на дому, в общежитии. Причина такого выбора не во вкусах, а в крайне неразвитой сети доступных баров и кафе. Фактически эта рыночная ниша, характеризующаяся высоким спросом, не занята.
Потребление алкоголя – это текст, удовлетворяющий и статусные потребности. Нередко это символ взрослости, независимости, то есть качеств, особенно ценимых вчерашними школьниками, зависимыми от своих родителей.
Традиционно в нашей стране умение много пить, оставаясь на ногах, многими ценилось как важное качество, как символ настоящего мужчины. Здесь можно вспомнить классический рассказ М.Шолохова «Судьба человека» и популярный фильм, поставленный по этому сюжету: там русский пленный демонстрирует силу своего духа перед фашистами выпивая несколько стаканов водки и отказываясь от закуски («После первой не закусываю»). Однако в кругах образованной молодежи притягательность этой способности существенно поблекла. Умение пить, не пьянея, - достоинство, вызывающее уважение у незначительной части опрошенных студентов (11,2 %). При этом значимых различий в этом вопросе между представителями разных полов нет.
В то же время у студентов проявляется позитивное отношение к такому подозрительному для традиционной русской культуры свойству как воздержание от потребления спиртных напитков. Более половины опрошенных (55,7 %) испытывают к таким людям уважение и лишь 12,5 % - сказали категорическое «Нет». По этому вопросы представители обоих полов в целом едины.
Молодое образованное поколение отклоняется в сторону от традиций, отдавая предпочтение вину и пиву (75,1 % опрошенных), в то время как национальному символу – водке – отдали предпочтение лишь 9,4 %. При этом значимой корреляции между полом и выбором спиртных напитков не наблюдается: свидетельство того, что спиртные напитки как маркеры культурной границы между полами теряют свою былую роль.
Табл.: Предпочитаемые алкогольные напитки
Алкогольный напиток | Процент |
Вино | 40,6 |
Пиво | 34,5 |
Водка | 9,4 |
Пиво с водкой | 3,9 |
Коньяк | 1,9 |
Мартини | 1,9 |
Шампанское | 1,6 |
Джин-тоник | 1,6 |
Другое (менее 1 % на категорию) | 4,6 |
Всего | 100,0 |
С появлением широкого ассортимента спиртных напитков, существенно варьирующихся по своей цене, они начали выполнять функцию маркера социального положения: «Покажи мне, что ты пьешь, и я скажу, кто ты». Почти половина опрошенных в той или иной степени признает эту роль спиртного.
Следующая глава:Студенческие компьютерные субкультуры