Поведение потребителей: дистанционный курс по социологии
Публикации студентов>"Провинциальные студенты как потребители". Студенческие компьютерные субкультуры.

"Провинциальные студенты как потребители". Студенческие компьютерные субкультуры.

(М.Лянцевич)

Фидошник.

В сопоставлении возможностей могущественного Интернета и любительской ФИДО победитель предопределен. В Сети можно интерактивно работать с огромными объемами информации любого вида, траффик ФИДО состоит из пакетов текстовых писем и файлов. Общеизвестные клиентские программы WWW максимально удобны в работе, а их аналоги ФИДО так просто не установишь. Но ФИДО для ФИДОшников значит то же, что и родной язык для представителей малого коренного народа, который используют, прежде всего, чтобы идентифицировать себя как этнос. Студенты составляют весомую долю представителей ФИДОшного этноса.

Малая часть из них (“боссы”), играют главную роль в развитии ФИДО. Прежде всего, она сводится в поддержке серверов ФИДО (“нод”). Выполнение роли даёт власть над подключающимся к “нодам” пользоваталям (“пойнтам”), позволяя контролировать соблюдение ими устоявшихся моральных норм любительской сети, часто в виде предписанных правил (“ФИДО-полиси”). Самая главная из норм, - запрет любой деятельности по распространению коммерческой информации в бесплатной ФИДО. Самая примечательная, - запрет использования “нецензурщины” в распространяемых письмах.

Из-за специфики своей роли все “боссы” компьютерные профи, как правило, учащиеся физмата. В конечном счете, ФИДО объединяло долгое время только профессионалов в области информационных технологий, выступая каналом обмена опытом и знаний. Поэтому, компенсация “босса” за хлопоты и затраты по организации сервера состоит в получаемой большей свободе работы с ФИДО, вне жестких, особенно временных, требований, существующих для “пойнтов”. Другое вознаграждение, - возможность в отдельной социальной области ощутить себя лидером, ведь все “пойнты” должны иметь доверительные отношения с “боссом”.

Социальные сети “боссов” большей частью охватывают также студентов – компьютерщиков; последние, соответственно, формируют и костяк студентов-“пойнтов”. Тем не менее, массовое распространение ПК и модемов привело через “боссов” в ФИДО их обыденных пользователей, которые стали затевать в сети профессиональные переписки по другим направлениям, а иногда просто вливались, чтобы пообщаться, минуя Интернет. Совершенно уникальные и ритуальные явления, - “пойнтовки”, то есть встречи (в реальном пространстве) в большинстве своём общительных ФИДОшников между собой, часто сопряженные с бурным употреблением пива. Тем не менее, демократизация ФИДО вызывает беспокойства у “боссов”, которые не до конца уверенны в отсутствии в своих рядах “совершенно лишних людей”: “То есть люди подключаются к ФИДО не для того, чтобы использовать возможности этой сети, принимать какое-либо участие в её функционировании, а для того, чтобы сказать а вот я ФИДОшник”.

Своеобразным подтверждением приверженности “пойнта” ФИДО зачастую служит и его согласие работать в ней с примитивными клиентскими программами в интерфейсе MS-DOS. Между тем, в этом, скорее всего, заключается причина крайне небольшого числа ФИДОшниц: “Представительницам прекрасного пола значительно легче тыкать мышкой по экрану, используя уже настроенный софт и Интернет, который намного понятнее ФИДО”.

Название “ФИДОшники”, уже указывает на одну из функций использования компьютера представителями субкультуры. Другие функции изменчивы и связаны с характером обучения, возможной работы студента, хобби и т.д.. Достаточно четко определены функции “боссов”, все из которых по понятным причинам, занимаются системным администрированием, и в массе своей получая околокомпьютерное образование, проводят значительную часть своёго времени за ПК.

Не каждый понимает удовольствие компьютерно-человеческого общения. Как выразился один студент, я “получаю ФИДОшную почту под пиво”. Приверженность всех ФИДОшников к ПК крайне сильна. Так, из всех опрошенных студентов - ФИДОшников лишь один признался, что работает с ПК меньше, чем 2 часа ежедневно, единицы, - в том, что стали бы делать письменные работы от руки, если бы домашний компьютер сломался и единственной альтернативой служила бы техника в классах университета.

Принадлежность к ФИДО никак не зависит от уровня дохода студента. Вместе с тем, ФИДО никак не является сетью для бедных. К тому же альтруизм присущ не только “боссам”, но, в разной степени и “пойнтам”: обратившись на “эхо-конференцию” (электронная доска объявлений в ФИДО) с проблемой всегда можно надеяться получить совет как её решить. Все вместе противоречит характеру показного потребления в отношении престижных и сверхдорогих “брендов”: “Почти каждый ФИДОшник собирает себе машину сам. Если кто-то вдруг начнет хвастаться, что купил готовый белый IBM, Dell или Compaq - его просто засмеют”. Другое дело, что постоянное стремление многих ФИДОшников совершенствовать свои знания в области информационных технологий делает постоянный upgrade - нормальным состоянием их души, тем более что знания позволяют соизмерять при выборе цену и качество.

При этом, сама по себе специфика работы с ФИДО не предъявляет особых требований к качеству техники. Примитивные приложения и клиента и сервера могут успешно работать и на 386-м компьютере, к пропускной способности модема критичны лишь сервера “боссов”, но и эта способность, в принципе, больше зависит от качества телефонной линии, а предложение модема, “заточенного под ФИДО” будет мифом.

Поэтому, завоевать приверженность ФИДОшников, позиционируя продукт как соответствующий их ценностям, смогут лишь участники последнего звена маркетинговой цепочки, – розничные продавцы. Например, сегодня так поступила лишь одна из работающих в Сыктывкаре компьютерных фирм, начавшая предлагать ФИДОшные скидки ( “Они небольшие 2-3%, но все равно приятно”). Между тем, подобная идея, повышающая приверженность ФИДОшников к продавцу, может быть продолжена, начиная от предоставления ФИДОшникам дополнительного бесплатного сервиса, вплоть до организации продаж под крышей специального ФИДОшного клуба. ФИДОшный клуб может быть совмещать в себе и Интернет-кафе, по крайней мере, обладать необходимым помещением для организации “пойнтовок” ФИДОшников.

Вместе с неизбежным снижением стоимости услуг Интернет и последствиями повсеместного введения “повременки” за телефон (в Сыктывкаре только её отсутствие делает ФИДО бесплатным), возможен массовый переход части ФИДОшников в WWW. При этом, по заверениям “боссов”, из ФИДО “в худшем случае уйдет много лишних людей”. Для истинного ФИДОшника речь будет идти только о работе с прежними сервисами ФИДО поверх транспортных сервисов Интернет. Интернет - провайдеры же получат две целевые группы потенциальных пользователей, работать с которыми, возможно, стоит начинать уже сегодня.

Информационный «Вампир».

Героями нашего времени можно, по праву, считать информационных “вампиров”. Людей, понимающих, что конкурентные преимущества в Новом обществе от умения работать с информацией, а не от больших её объемов, приносимых со скамьи ВУЗа на рабочее место. Информационные “вампиры”, разумеется, не являются сугубо студенческим феноменом, но, в основном, студенты формируют его, когда наступает их время выхода на рынок труда.

Стремление к профессиональному самосовершенствованию является “часовым механизмом” каждого “вампира”. Когда знания и особенно информация, которые необходимо усваивать, меняются с калейдоскопической быстротой, им остается лишь свести к минимуму объем времени, уходящий на эти процессы. Компьютер дома и Интернет уже не являются в их восприятии идеализированными символами (прогресса, современного общения или электромагнитного облучения), а становятся любимой “рабочей лошадкой”: “Учишься, учишься: SPSS, Excel, Word. Можно смотреть либо учебники, либо справочники, либо электронные библиотеки”. Работа за компьютером свыше 5-ти часов в день и сбор информации для этой работы в Интернете свыше одного часа считаются делом обыденным: “Компьютер у меня не выключается, разве только на ночь. Ведь выключение повреждает микросхемы. У меня библиотеки висят, книги, литература, информация. Чего я буду их вырубать!?” Встречались и те, кто не до конца понял возможности Интернета, но желание будущего бухгалтера освоить программирование (“ни одна информационная система не подстроена специально под тебя, её важно будет подогнать самому под свои стандарты”) также причисляет его к числу “вампиров”. Как правило, информационные “вампиры” индивидуалисты в своем самосовершенствовании: показное потребление для них не характерно. В среде их общения компьютеры есть у большинства, а если и нет, то компьютер вряд ли станет темой разговора, когда находятся редкие минуты, чтобы “оторваться”.

Принадлежность к субкультуре информационных “вампиров”, как правило, определяется характером будущей профессии студента и пониманием, что знаний, даваемых университетом, недостаточно. Более всего в информационных “вампирах” нуждается бизнес с постоянно меняющейся средой и программирование с совершенствуемыми каждые три года технологиями. Поэтому, лидерами по встречаемости “вампиров” выступили “программисткий” матфак и экономический факультет, а главным аутсайдером стал истфак. Другие внешние характеристики (пол, уровень дохода и т.д.) не определяли принадлежность к этой субкультуре.

Система ценностей информационных “вампиров” определяет присущий только им принцип потребления: инструмент работы с информацией должен не просто быть, а быть всегда под рукой. Сегодня под этот принцип подстраивается весь мировой рынок ноутбуков, и, отчасти - рынок систем мобильной связи. Завтра подстроятся другие производители других необычайных пока продуктов: компьютеров в форме книг, бытовых устройств, разумеется, интегрированных в Интернет. А пока ноутбук остается пределом мечтаний студентов - “вамипров”. Многие высказывались, что готовы потратить на него первую заработанную серьезную сумму денег. Между тем, минимальная стоимость приемлемого ноутбука в проведенных опросах переоценивалась (1500$-2000$). Однако, сейчас рынок заполняют подешевевшие в три раза всего за несколько лет б/у устройства. Для конечных продавцов, пожалуй, не стоит стесняться заниматься их продвижением. А пока большинству “вампиров” приходится довольствоваться привычным “стационарным” компьютером, самыми критичными характеристиками которого становятся наличие источника бесперебойного питания, размер оперативной памяти, скорость процессора, объем жесткого диска, пропускная способность модема. Иными словами, все то, что ускоряет быстродействие работы с информацией и повышает её надежность. Конечно, эти продукты абсурдно модифицировать специально для таких как “вампиры”, но выгоды могло бы принести их соответствующее позиционирование.

По мере развития справочных ресурсов глобальной сети и проникновения Интернет-коммуникаций во все сферы общества, число “вампиров”, потребляющих информацию лишь на бумажных носителях, упадет до нуля. Соответственно, у них полностью отпадет необходимость в покупке сканеров, и, может быть, печатающих устройств. Однако снижение платы за траффик не обязательно будет моментально вести к пропорциональному росту времени, проводимому “вампирами” в Сети. Мало кто из них занимается особенно незаметно “съедающими” время “серфингом”, общением в “чатах”, времяпрепровождением в Интернет-кафе. Большинство тратит его ровно столько, сколько требуется для деловых целей. Для обеспечения роста своих доходов провайдерам стоит самостоятельно содействовать развитию информационных ресурсов Интернет.

КУ2-Кукер.

Влечение молодежи к компьютерным играм сегодня уже далеко от ажиотажа вокруг них на заре компьютеризации в России. Большинство опрошенных студентов признавалось, что влечение пропадало сразу, как только становилось понятно, что на компьютере можно серьёзно проводить время. В последнее же время сильную конкуренцию за время виртуальных удовольствий стал составлять Интернет. Тем ярче выделяются студенты, готовые играть в компьютерные игры часами, в любое время суток. Ку2-Кукеры, - одно из названий представителей игровых кланов компьютерной игры Quake II. Как и в Doom, цель участника, - пройти с оружием через лабиринты, наполненные враждебными unreal персонажами

Для Ку2-Кукеров процесс компьютерной игры не только индивидуальный. Конечно, тренировать реакцию и быстроту мышления можно, если противник в игре только компьютер. Но гораздо лучше, если им станет ещё и человек. И дело даже не в том, что люди играют качественно иначе компьютеров: “Несколько игроков – тут уже начинается: кто покруче, кто быстрее, кто продуманней, кто обходчивей. Понимаешь, я всегда привык быть первым, поэтому не могу играть без людей”.

Поклонники сетевой игры образуют свои кланы. У каждого свой сленг и формальная структура. Примеры выражений сленга клана Сыктывкара: “рубилка” (компьютер), “пинт” (пересылаемый в игре IP-пакет), “AKA-“ (префикс клички каждого члена клана). Его структура так описана лидером: “И нас таких организованных Ку2-Кукеров по Сыктывкару человек 20-30 и еще неорганизованного ламерства пару сотен”. Определение “организованные” можно воспринимать буквально. В одно время этот лидер сумел организовать чемпионаты под “крышей” местного отделения “Нашего Дома России”, сейчас он разрабатывает и обновляет сайт клана, а мечта его в том, чтобы о местном Quake “узнала вся Республика и все, что за его пределами”. Узнавать есть кому: по Quake проводятся и европейские, и мировые чемпионаты. Получаемое за все вознаграждение, состоит во власти над людьми, постоянным чувством, что тебя ценят и уважают.

К “ламерству принадлежат плохо играющие люди, соответственно, те, с кем “организованные” отказываются " тусоваться". Стремление “ламеров” изменить свой статус понятно: “Такие бои между собой ведут ради этого!”. Впрочем, способом повысить свой авторитет может служить не только рост игрового мастерства, но и показное потребление. Часто в боях задействованы “домашние” компьютеры игроков. “Ламера” повысят в ранге, если у него первого появится только что выпущенная сверхсовременная видеокарта, процессор с наивысшей тактовой частотой, эргономичная клавиатура, которые позволят ему гордо быстрее о себе заявить среди маньяков, требовательных до ресурсов игр. Показное потребление, но уже в качестве “защитной реакции”, проявляют и “организованные”.

Понять Ку2-Кукеров сложно, не согласившись с мыслью, что эти люди наркоманы. От употребляющих героин, их отличает разве что отсутствие физической зависимости к объекту влечения. Зависимости между этим влечением и внешними характеристиками (уровнем дохода, общительностью, факультетом и т.д.) никакой. На иглу садятся и дети миллионеров, и дети улиц. Единственное исключение связано с ограниченным присутствием среди Ку2-Кукеров студенток: к массовому убийству инстинктивно тянутся только мужчины.

Тогда как, наркотическую потребность к игре Ку2-Кукеров удовлетворяет “наркобизнес”, прежде всего, представленный производителями и продавцами процессоров, видео- и звуковых карт, мышек, наушников; в меньшей степени, - всех прочих комплектующих и оборудования для организации небольших локальных сетей. В России по понятным причинам сложно говорить о серьезных деньгах от Ку2-Кукеров. Однако, российским провайдерам стоит готовиться к массовому перенесению компьютерных сетевых игр в WWW, как только масса кллиентов получит другие пропускные возможности Сети. Пока же доходы от таких как Ку2-Кукеры, могут получать (и получают) Интернет-кафе, чьи “рубилки”, связанные локальной сетью, могут сдаваться в аренду для проведения чемпионатов и обычных баталий.

Следующая глава:Отношение к рекламе
Контактная информация:
ivi-2002@yandex.ru
Rambler's Top100
Hosted by uCoz