"Провинциальные студенты как потребители". Мода на одежду.
Масштабы влияния моды.
Мода – один из важнейших регуляторов потребления одежды. Особенно сильно ее влияние в студенческой среде. Можно признавать или не признавать моду, восторгаться или возмущаться ею, быть ее творцом или рабом – но для большинства студентов нельзя быть вне моды.
Табл.: Важность моды и пол
(N = 379 чел.; 2000 г.)
Насколько для Вас важно следовать моде? | Жен. пол (в %) | Муж. пол (в %) | Всего |
Очень важно | 9,9 | 3,9 | 7,9 |
Пожалуй, важно | 51,2 | 38,6 | 47,0 |
Трудно сказать | 17,9 | 28,3 | 21,4 |
Пожалуй, нет | 15,9 | 21,3 | 17,7 |
Совершенно нет | 5,2 | 7,9 | 6,1 |
Итого | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Отношение к моде как к ценности («Насколько важно для Вас следовать моде?») существенно коррелируется с полом: коэффициент Пирсона – 0,160, но очень слабо – с возрастом (0,04). Реальное следование моде зависит от двух основных факторов. Во-первых, от желания быть модными (как видно из предыдущей таблицы, оно есть у большинства). Имеется высокий уровень корреляции между оценкой важности моды и самооценкой модности своей одежды (коэффициент Пирсона – 0,320).
Во-вторых, успех следования моде зависит от наличных материальных ресурсов: коэффициент корреляции Пирсона между самооценкой модности своей одежды и уровня жизни своей семьи весьма высок (0,276). Следующих моде заметно меньше, чем тех, кто признает ее важность. Далеко не всем желающим удается быть модными, несмотря на желание, из-за ограниченности материальных ресурсов.
Табл.: Следование студентов моде
(1999 г.; N = 318 чел.).
(Ответы на вопрос «Стараетесь ли Вы следовать моде?»)
Следуют моде | (в %) |
Да | 44,3 |
Нет | 10,8 |
Трудно сказать | 44,9 |
Итого | 100,0 |
Табл.: Пол и успех в следовании моде
(N = 380 чел.; 2000 г.)
Удается ли Вам одеваться модно? | Жен. пол (в %) | Муж. пол (в %) | Всего |
Да | 9,9 | 6,3 | 8,7 |
Скорее да, чем нет | 45,2 | 35,9 | 42,1 |
Трудно сказать | 26,6 | 42,2 | 31,8 |
Скорее нет, чем да | 15,1 | 10,9 | 13,7 |
Нет | 3,2 | 4,7 | 3,7 |
Итого | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Девушки более успешны в следовании модным стандартам одежды, чем представители мужского пола (коэффициент корреляции Пирсона – 0,077).
Источники модного влияния.
Модные образцы проникают в головы людей из атмосферы окружающего их социокультурного поля. В ходе опроса (2000 г.) студентам был задан вопрос: «Читаете ли Вы статьи о моде, смотрите ли рекламу модной одежды в прессе, по телевидению?» Более 72 % ответили, что регулярно или время от времени потребляют такую информацию.
Потребление информации сильно коррелируется с признанием важности моды (коэффициент Пирсона 0,418) и в меньшей, хотя и весьма существенной мере – с реальным следованием ей (0,276). Особенно сильна корреляция потребления информации о моде и пола: коэффициент Пирсона 0,543. Если среди девушек только 9,5 % не интересуются информацией о моде, то среди представителей мужского пола – 64,1 %
Табл.: Пол и потребление информации о моде из разных источников
(N = 380 чел.; 2000 г.)
Читаете ли Вы статьи о моде, смотрите ли рекламу модной одежды в прессе, по телевидению?» | Жен. пол (в %) | Муж. пол (в %) | Всего |
Да, регулярно | 28,6 | 3,9 | 20,3 |
Да, время от времени | 61,9 | 32,0 | 51,8 |
Нет | 9,5 | 64,1 | 27,9 |
Итого | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
"Откуда ты узнаешь о моде?"
"Откуда? Смотрю женские журналы, наблюдаю, что носят люди, когда смотрю телевизор, тоже для себя что-то черпаю. Потом я все это перевариваю и делаю для себя какие-то выводы. В основном, конечно, ориентируюсь на людей, так как не все то, что я вижу в журналах модно конкретно в нашем городе. Все приходит с опозданием" (девушка, 20 лет).
"Смотрю, что носят люди – это в первую очередь. А потом моя подружка читает женские журналы, и я их просматриваю. Знаешь, в женских журналах очень много мужчин. К тому же мне сама подружка иногда подкидывает идеи. Например, идем мы по улице, и вдруг она мне говорит: «Смотри, как здорово парень одет!». Сам бы я никогда в жизни на это внимание не обратил, а тут глядишь, и призадумаюсь" (студент, 22 года).
В качестве референтных групп, с которыми сверяется собственное соответствие модным стандартам, выступают не только и не столько модельеры, демонстрирующие с помощью фотомоделей и манекенщиц свои работы на подиуме и на страницах журналов, но и непосредственное окружение, пионеры местной моды.
"Есть ли среди твоих знакомых студентов модные люди? Расскажи о них".
"Есть, конечно, но их единицы. В основном студенты одеваются в то, что у них есть и что удобно, особенно на учебу. Хотя они и интересуются модой и стараются по мере возможностей быть модными. Одна из моих самых близких подруг, я думаю, что модная. Во многом, при покупке одежды я ориентируюсь на нее. У нее может быть всего одна или две вещи, но ультрамодные. При этом у нее достаточно ограниченные финансовые возможности. Но она умеет разумно тратить деньги. Вообще-то, сейчас у нее в семье достаток. У нее очень хороший вкус и чутье на все модное. Она интересуется модой и разбирается в ней. В отличии от меня она покупает те вещи, которые только появились в журналах и их у нас еще никто не носит" (девушка, 20 лет)
Следующая глава:Брюки или юбка?