"Провинциальные студенты как потребители". Потребление табака.
Приобщение к потреблению табачных изделий.
Хотя большинство втягивается в курение в школьные годы, когда сигарета выступает как символ взрослости, университетская жизнь также толкает многих к курению: 51,5% начали курить в школе, 42,7% - в университете.
Табл.: Время начала курения
Время начала курения | Кол-во чел. | В % ко всем курящим |
В 5 – 8 классах | 11 | 8,1 |
В 9 – 11 классах | 59 | 43,4 |
На 1 – 2 курсах | 53 | 39,0 |
На 3 – 5 курсах | 5 | 3,7 |
В армии | 4 | 2,9 |
Другой ответ | 4 | 2,9 |
Итого | 136 | 100,0 |
Сигарета – это для многих часть ритуала общения, поэтому приобщение к табаку начиналось с вовлечения в компанию курящих. Здесь табак и общение неразрывны. 61,3% курящих связывают начало курения с вечеринками, 21,2% - с общением в общежитиях, 17,5% - на переменах.
Объемы потребления.
Обилие курящих у входов в университетские корпуса и в туалетах создает впечатление массовости этого увлечения. Однако, как показал опрос, курящие в СГУ – это меньшинство. А если учесть, что ему приходится проводить короткие перемены в туалетах, то это меньшинство дискриминируемое.
84,1% курящих потребляют от 1 до 10 сигарет в день, 15,9% - от 11 штук до 1 пачки. Выкуривающих в день больше одной пачки, среди опрошенных не нашлось. Несмотря на то, что женская эмансипация продвинулась весьма далеко, курение в университете остается скорее мужским, чем женским времяпрепровождением: курят 30,5% юношей и 17,9% - девушек.
Брэнды.
Чаще всего куримые и любимые марки в значительной мере совпадают. Как показал опрос, хотя и есть марки-лидеры, в целом вкусы студентов характеризуются большим разнообразием.
Табл.: Пол и чаще всего потребляемые марки
Марка сигарет | Жен. пол | Муж. пол | Всего |
"Bond” | 15,1% | 28,3% | 19,7% |
"Pierre Carden” | 17,4% | 10,9% | 15,2% |
Не помню, не знаю | 10,5% | 4,3% | 8,3% |
Конкретной нет | 4,7% | 13,0% | 7,6% |
"Честерфилд” | 8,1% | 6,5% | 7,6% |
"Магна” | 10,5% | 2,2% | 7,6% |
"York" | 5,8% | 2,2% | 4,5% |
"Virginia slims” | 3,5% | 2,2% | 3,0% |
"Прима” | 4,7% |   | 3,0% |
"Парламент» | 3,5% | 2,2% | 3,0% |
"R1” | 2,3% | 2,2% | 2,3% |
"LD" | 1,2% | 4,3% | 2,3% |
"Pall mall ” | 1,2% | 2,2% | 1,5% |
"Vogue" | 1,2% | 2,2% | 1,5% |
Иностранные | 2,3% |   | 1,5% |
"Kent ” | 1,2% | 2,2% | 1,5% |
"More” | 1,2% |   | 0,8% |
"Marlboro” | 1,2% |   | 0,8% |
"Петр 1" | 1,2% |   | 0,8% |
"LM” |   | 2,2% | 0,8% |
"HB” | 1,2% |   | 0,8% |
"Yve Saint-Loran" |   | 2,2% | 0,8% |
"Davidoff” |   | 2,2% | 0,8% |
"Salem” |   | 2,2% | 0,8% |
"West Ice" |   | 2,2% | 0,8% |
"Winston” |   | 2,2% | 0,8% |
"125 лет Неватабак" |   | 2,2% | 0,8% |
"Золотое кольцо" |   | 2,2% | 0,8% |
"Ява золотая" |   | 2,2% | 0,8% |
  | 100,0% | 100,0% | 100,0% |
Порою сигареты используются как инструмент конструирования имиджа: «настоящего мужчины», «современной девушки» и т.д. Однако их роль в конструировании позитивного имиджа становится все меньше. Абсолютное большинство опрошенных считают, что сигарета не делает более привлекательными ни юношей, ни девушек.
В отношении привлекательности студентов с сигаретой представители обоих полов занимают одинаковую позицию: если часть мужчин с сигаретой кажутся трети опрошенных более привлекательными, то возможность того, что девушка может стать с сигаретой привлекательнее признает лишь незначительное меньшинство (9,3 %).
Сигарета как статусный символ.
Сигареты дорогих марок выполняют функцию обозначения статусной принадлежности. Более половины опрошенных в той или иной мере согласны с этим суждением.
Осознание необходимости избавиться от потребности в табаке.
Сигареты – это весьма заметный рынок. Это суждение из разряда очевидных. Однако редко говорится о том, что параллельно с ним растет иной рынок товаров и услуг для тех, кто едва начав курить предпринимает усилия, чтобы побороть эту привычку. Абсолютное большинство курящих студентов обоего пола хотели бы бросить курение.
Следующая глава:Совершенствование тела